Сайт Политологов Ижевска
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [6]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 806
Главная » Статьи » Мои статьи

Гончарик А. А. Новые смыслы Перспективы исследования Формулы-1 как системы для анализа политических явлений и процессов
№ 3(5), 2007
Новые смыслы

Перспективы исследования Формулы-1 как системы для анализа политических явлений и процессов
Гончарик Алексей Александрович

План прост… Использовать Гран При для того, чтобы продемонстрировать миру, что Малайзия – подходящее место для бизнеса и отдыха[20].

Мохатир Мохаммед

Формула-1 - один из самых глобальных видов спорта и вообще явлений жизни, которые в современном мире является неотъемлемой частью политики государств. За последние десятилетия этот вид спорта охватил весь мир, определяя основные тенденции взаимодействия основных стран, определяя их экономические и политические связи, степень их инвестиций друг в друга. Политический и экономический менеджмент крупных государственных структур и корпораций заинтересован в продвижение своей страны на мировую арену через Формулу-1. Формула-1 стала ареной не только спортивных баталий, но и рыночной конкуренции.

Формула-1 становится одним из способов позиционирования страны в мире, что очень важно для России в период развития рыночной экономики. В политических решениях по проблеме включения Формулы-1 в жизнь страны первостепенное значение занимает стратегия общего блага для всего населения страны, ведь популярность гонок Гран При имеет планетарный характер.

Проблема исследования заключается в нереализованных возможностях анализа политических реалий и процессов с точки зрения Формулы-1 как системы. В данной работе под системой будет пониматься совокупность элементов и структур, определенным образом расположенных и играющих некоторые функции. При этом важным свойством системы является отграничение от окружения, с которым система взаимодействует. Среда – совокупность внутренних и внешних элементов, находящихся во взаимодействии[3].

Формула-1 как система является уменьшенной копией современного мира – не просто совокупностью всех сфер человеческой жизни (политической, социальной, экономической, культурной), а их слиянием. В Формуле-1 множество иллюстративных примеров человеческой дружбы и конфликтов, целерационального поведения компаний и команд, традиции народов, набора социальных ролей, моды и разных массовых мероприятий. Во многом все политические процессы современности можно проиллюстрировать на примере взаимодействия стран в Формуле-1, мировых структур (ФИА – Международной автомобильной федерации), а также проследить мировую иерархию внутри Формулы-1. Это связано, прежде всего, с универсальностью Формулы-1. ФИА является аналогом ООН в Формуле-1, главной направляющей и регулирующей силой всех взаимоотношений в гонках Гран При, устанавливая общие правила игры и определяющая набор социальных норм.

Политический аспект Формулы-1 в этом отношении очень важен, так как политика является основой жизни и функционирования общества. Аспекты политической системы в Формуле-1 представляет собой совокупность институтов и органов (ФИА, страны-организаторы, команды-участники, компании-спонсоры и т.п.), которые формулируют и выражают коллективные цели, отображающие внутренние и внешние характеристики Гран При.

Цель данного исследования – выявление перспектив использования Формулы-1 как системы для анализа политических явлений и процессов.

***
Современный мир в связи с тем, что происходят процессы глобализации (в которые в большей степени включены страны «клуба Формулы-1» (большинство стран Европы, США, Канада, Австралия, Япония, Аргентина, Бразилия, Мексика, Турция, Китай, Малайзия, ЮАР, Индия, Индонезия, Сингапур, Южная Корея, Бахрейн, Ливан, Катар и еще несколько стран Азии и Латинской Америки) и локализации (в которые в большей степени включены страны, не входящие в «клуб Формулы-1») становится разнообразным. Происходит стирание границ не только между территориями, сообществами, но и между сферами жизни.

В целом, в рамках современных научных политологических дисциплин исследования политических процессов на основе системных процессов в Формуле-1 возможно в отношении следующих методологических проблем:

Проблема межнациональных и межрелигиозных отношений, взаимодействия между культурами (в рамках дисциплин этнополитология, мировая политика и международные отношения, политическая конфликтология).
Самым ярким примером исследования межнациональных отношений в Формуле-1 является участие в награждении победителя Гран При Турции 2006 года Фелипе Массы руководителя непризнанной турецкой республики Кипр Мехмета Али Талата. Примерами взаимодействия культур может служить тот факт, что среди автогонщиков всё чаще появляются представители стран третьего мира: азиатские, африканские гонщики. Взаимодействие разных народов происходит и на основе их участия в менеджменте современной Формулы-1.
Проблема модернизации (в рамках научных дисциплин по демократическому транзиту и политическим процессам в странах «третьего мира»).
Самые яркие примеры – модернизация экономики государств и развитие регионов за счет строительства автодромов и прилегающих к ним парков отдыха, транспортной инфраструктуры (Бахрейн, ОАЭ, Бразилия, Малайзия, Турция, Китай, Валенсия в Испании).
Проблемы политической культуры.
Решение данной проблемы предполагает комплексный подход по исследованию уровня участия людей в жизни Формулы-1 в разных странах, отношения к институтам власти Формулы-1, поведения разных людей в отношении стран-организаторов, ценностей и психологии народов.
Проблемы разных подходов к современной политической и экономической организации, ее целям, мотивации участников (в рамках дисциплин политическая психология, политическая философия и политический менеджмент).
Примером политико-психологических исследований может служить разногласия по организации чемпионата Формулы-1 между боссами команд, финансовым владельцем Формулы-1 Берни Экклстоуном, президентом ФИА Максом Мосли.
Структуры интернациональных команд, таких как Honda, Ferrari, Toyota являются примером различий в подходах американской, европейской, японской школ менеджмента.
Умелое применение различных моделей менеджмента на базе гоночных команд (например, благодаря приходу Флавио Бриаторе, одного из менеджеров известной итальянской фирмы «Benetton» в команду «Benetton», команда выиграла Кубок Конструкторов за счет нового подхода - сочетание минимальных ресурсов и не слишком большого бюджета) может служить отправной точкой для исследования процесса принятия политических решений.
Проблемы прав человека и правовых отношений (в рамках дисциплин по правам человека в современном мире).
Взаимоотношение по поводу включения страны в Формуле-1, соблюдения принципов демократического политического устройства – это основные темы для исследования данных проблем.
Гендерные проблемы.
Проблема участия женщин в Формуле-1, в частности, самой популярной спортсменки США Даники Патрик, является не только политологической, но и политической ввиду того, что в мире распространено множество феминистических идеологий.
Проблемы конфликтов как таковых (в рамках политической конфликтологии).
Примерами может служить взаимодействия между командами, руководящими органами и странами-участниками, что может оказать значительное влияние на исследование конфликтов разных уровней от межгосударственных до региональных.
Проблемы экономической политики (в рамках политэкономии)
Решение проблем в сфере экономики является наиболее значительным, ввиду того, что Формула-1 является одним из крупнейших мировых рынков, где опробованы различные рыночные схемы. Интернализация производства (например, штаб-квартира японской команды «Toyota» находится в немецком городе Кельне) и экономическое моделирование ситуации (предсезонные прогнозы и постановка целей команд), выбор экономической стратегии стран, а также отдельных групп интересов (на примере команд Формулы-1), например, ставка на экономический рост или отказ от табачной рекламы; высокая степень специализации производства гоночных автомобилей, экономического управления, персонала команд - могут стать основой для таких исследований.
Проблема роли человека в современном мире (в рамках политической антропологии, политической психологии, политической философии, политической мифологии, имиджелогии и PR).
Данная проблема предполагает целое поле для исследовательской деятельности. Здесь предполагается рассмотрение роли гонщиков, боссов команд, руководителей крупных корпораций, болельщиков в мире Гран При, бизнеса в культурной и общественной жизни. На основе проведенного исследования можно выявить взгляды на современную жизнь в разных странах и культурах, механизмы информационного влияния на человека, конструирование образов «мифологических героев» - автогонщиков и формирование имиджей крупных корпораций.
Проблемы экологии (в рамках политической социологии).
Роль экологических движений в Формуле-1 как в руководящих структурах, так и в оппозиции стала заметной в большей степени в Европе, что также позволит исследователям в данной сфере расширить методологический инструментарий.
Примером данных проблем могут служить распространение ценностей связанных с решением глобальных проблем человечества – помощь бедным странам (благотворительные акции), борьба с загрязнением окружающей среды (раскраска болидов «Honda» в цвета планеты Земля в 2007 году.
Проблемы коммуникации и политической этики (в рамках политической социологии).
Благодаря использованию рекламных технологий бренд Формулы-1 стал популярным не только в Европе, но и в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Восточной Азии, Латинской Америки – Гран При стали механизмом позиционирования стран в мире.
Участие известных личностей и известных брендов говорит о том, что Формула-1 достаточно плотно влилась в современную мировую жизнь (например, реклама фильмов, проведение различных концертов, гала-фестивалей, карнавалов, корпоративных вечеров в рамках проведения гонок Гран При). Формулу-1 продвигают множество разных людей: политики, бизнесмены, которые имеют высокий статус в обществе своих стран или даже на мировом уровне. Примером могут служить премьер-министры Малайзии и Турции, правительство Южной Кореи и Сингапура, шейхи Бахрейна и ОАЭ и т.д.
Взаимодействие людей с разными языками, культурами; культура общения в Формуле-1 – один из важнейших аспектов в рассмотрении человека в обществе и общества в целом, коллективном и индивидуальном выборе.
Проблема периодизации истории (в рамках политической истории стран мира второй половины XX века).
Роль таких событий и явлений жизни как экономический кризис середины 1970-х годов, политика апартеида ЮАР, «холодная война», невключенность социалистических стран, появление новых направлений в искусстве можно проследить через многогранную историю Формулы-1, что позволит в дальнейшем выделение определенных этапов в политической, культурной, социальной истории.
Рассмотрим политические процессы в странах «третьего мира», которые являлись колониальными владениями иностранных государств[2; 3-6], используя для этого модель Формулы-1 как системы.

Формула-1 за последние десять лет стала играть важную роль в этих странах. Во многом это связано с борьбой с монополизмом Европы в Формуле-1 (большинство этапов до сих пор проводится в Европе, а в Испании будут проводится аж два Гран При). За большой популизацией данного вида спорта стоит и большая пропаганда демократии в других странах. При этом демократическое устройство говорит о том, что страна, в которой проводится Гран При, является уважаемой в мировом сообществе и объясняет объединение болельщиков команд и гонщиков разных стран. Также причиной является выход крупнейших корпораций на новые рынки сбыта, особенно в новых развивающихся странах. Широкий охват аудитории и удобная инфраструктура данного мероприятия стали основой для рекламирования крупными компаниями своих марок, а соответственно Формула-1 стала ареной не только спортивных баталий, но и рыночной конкуренции.

Новые страны в Формуле-1 – Китай, Турция, Бахрейн, а в ближайшие несколько лет Сингапур, ОАЭ и Южная Корея предполагают, прежде всего, увеличение объема иностранных инвестиций в экономику региона, где проходят Гран При (а если страна небольшая, то и в экономику страны в целом). Формула-1 позволяет привлекать непрямые инвестиции (через покупку билетов на Гран При) – прибыль за счет приезжих при этом получают туристические комплексы, гостиницы, рестораны, продовольственные и сувенирные магазины, бары, кемпинги, фирмы по прокату автомобилей, автостоянки и т.п. При этом за счет высокой прибыли от проведения Гран При Формулы-1 появляются новые рабочие места. Данные факты уже говорят о том, что проведение гонок Гран При может стать заменой десятка новых бизнес-проектов на территории большого региона или небольшой страны.

Можно выделить основные черты включения стран третьего мира в политические процессы на уровне всего мира (соответственно, повышение его политического статуса в мировом сообществе): во-первых, признание государством универсальных норм мирового сообщества (уважение прав и свобод человека и гражданина); во-вторых, открытая рыночная экономика страны; в-третьих, отсутствие военных конфликтов (как внутренних, так и внешних).

Причем стоит отметить, что соблюдение одного из принципов моментально включало страну в сферу влияния Формулы-1, а значит и мирового сообщества. В связи с несоответствием этих основных принципов интеграции стран в мировое сообщество долгое время были изолированы от больших призов Китай, Турция, страны Южной Азии (Индия, Малайзия, Индонезия), страны Ближнего Востока (Бахрейн, ОАЭ, Катар), ЮАР (несоответствие первому и третьему принципам) и Аргентина (несоответствие третьему принципу – конфликт из-за Фолклендских островов).

Вообще, если говорить о современных мировых тенденциях, то Формула-1 может сыграть одну из важнейших ролей в усилении интеграции различных стран, культур, общностей на основе преданной любви к миру Больших Призов.

Самый яркий пример влияния Формулы-1 на политически процессы в современном мире – пример строительства автодрома Гран При в Малайзии. В 1995 году премьер-министр Малайзии Мохатир Мохамад провозгласил программу «Предвидение-2020». Конечной ее целью было сделать Малайзию одной из крупнейших индустриальных держав Азии. Формула-1 в этой программе занимала особое место. Политическое и экономическое позиционирование Малайзии через Формулу-1 – важный шаг в истории страны.

В проект создания автодрома помимо трассы был включен Парк Отдыха, расположенный недалеко от международного аэропорта. Автодром Сепанг должен был стать одним из символов страны. Результатом данного проекта стал тот факт, что первый Гран При Малайзии посетили более 74 тысяч зрителей: «Почти три четверти из них были иностранцами. В среднем они оставались в стране 8,27 дня, заняв 31 357 гостиничных номеров. И вложили в экономику Малайзии 117 миллионов долларов. Причем билеты на Гран При составили всего 6 процентов их затрат. Львиная доля пришлась на магазины (цены здесь значительно ниже европейских и японских), гостиницы, питание, развлечения и транспорт» [11].

При этом, подсчёт всех издержек и доходов от Формулы-1 в Малайзии в ходе исследования, проведенного учёными старейшего и самого престижного в стране Малайского университета, показал, что «прямые инвестиции после первой гонки составили 143,5 млн. долларов. Специалисты считают, что сюда следует прибавить еще 57,6 млн. непрямых инвестиций. Если учесть, что строительство автодрома обошлось приблизительно в 100 млн., а организация "заморской” гонки отнимает у организаторов еще 25–30 млн., то экономика Малайзии получила очень неплохую прибыль» [11].

***
Какие же методологические выгоды получают учёные-политологи от исследования Формулы-1 для анализа политических процессов в России?

Использование модели Формулы-1 как системы в России затруднено, поскольку страна не включена в сферу влияния Формулы-1, хотя возможностей для этого было множество, но при этом всегда вмешивались различные факторы – нестабильность экономической ситуации, отсутствие инвестиций, сложившийся в странах Европы стереотип о нарушении прав человека, война в Чечне.

При этом Россия старается руководствоваться трем обозначенным принципам для включения в «клуб Формулы-1», подтверждая это подписанием различных соглашений по поводу уважения прав и свобод человека и гражданина. Вступление России в ВТО и привлечение иностранных инвестиций повышает открытость рыночной экономики страны. Постепенно стабилизируется ситуация на Северном Кавказе.

Россия только начинает встраиваться в активную политическую, социальную, экономическую, культурную жизнь мира, поэтому опыт, накопленный странами в данной сфере, очень благоприятствует для развития России и реализации потенциала человека. Для плавного вхождения России в процессы глобализации необходимо сформировать имидж страны как современной, высокоразвитой и цивилизованной. Одним из главных направлений должно стать строительство трассы Формулы-1 в России. Развитие больших гонок достигло своего апогея в качестве шоу, потому что в Формулу-1 долгие годы и регулярно вкладывались миллиарды, победители Гран При становились национальными героями, важную роль играли рыночные отношения и огромные рекламные бюджеты.

Важную роль в данной ситуации приобретает роль СМИ, которые являются одним из популярных средств получения информации в России. В СМИ (как федеральных, так и региональных) необходимо подчеркнуть положительные аспекты проведения гонок Гран При в этих странах и в будущей перспективе: во-первых, престиж и повышение имиджа России в мировом сообществе в связи со стабильностью конъюнктуры, включающие политическую, социальную, экономическую, культурную рекламу в западных СМИ; во-вторых, использование огромного туристического потенциала страны для более тесного сотрудничества с другими странами на основе включения автоспортивного комплекса в сферу географического, культурно-исторического, инфраструктурного комплекса края. Становление туризма как рыночной структуры в России восполнит пробел в инвестиционной привлекательности страны, и будет способствовать тесному зарубежному сотрудничеству России и развитию других отраслей экономики (например, в сферы торговли в качестве постройки новых гостиниц и сфере транспорта в качестве дорожного сервиса); в-третьих, увеличение инвестиционной привлекательности для зарубежного бизнеса, главная цель – технологическое преобразование страны.

В целом Россия получит высокую прибыль от проведения соревнований такого масштаба в виде выручки за билеты, использования инфраструктуры и привлечения международного туризма.

Для реализации такого грандиозного проекта можно привлечь, в первую очередь, бизнес-группы (в сфере строительства, транспорта, энергетики), которые обеспечат строительство автодрома и привлечение спонсоров; культурные организации, которые поддержат данный проект в связи с ростом посещения памятников культуры и реализацией творческих планов (например, оформление архитектуры автодрома); спортивные организации, в связи с получением опеки над автодромом; научные организации для реализации своих достижений в сфере строительства.

Соотнесение исследовательской схемы изучения Формулы-1 и мировых политических процессов позволяет вывести множество закономерностей в развитии отношений между государствами, влиянии экономических и политических факторов на внутренне развитие стран и т.п. Изучение мировой реальности во всех своих проявлениях в общественных науках, и в политологических дисциплинах в частности, позволяет обогатить методологический инструментарий, расширить возможности для компаративистских исследований и стирания границ на пути сближения научных дисциплин. А использование наработок в сфере Формулы-1 как системы в рамках исследования политологических процессов поможет сформулировать стратегию развития России.

Примечания
1. Grand Prix Encyclopedia - www.grandprix.com

2. Haynes J. Third World Politics: A concise introduction. Blackwell. – Oxford, 1996.

3. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. Учебное пособие для студентов-политологов / Научные редакторы перевода: М. Ильин., А. Мельвиль. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 537 с.

4. Берни Эклстоун доволен подготовкой к Гран-При Турции. - www.motorworld.com.ua/news/f1/200506072106

5. В календаре Формулы-1 появится Гран-При ОАЭ. – www.auto.lenta.ru/news/2007/02/03/f1adudabi/

6. Гости Гран-при Турции поселятся у жителей Стамбула. - www.sport.oboz.ua/news/2005/8/10/5706.htm

7. Кипр жалуется на Турцию из-за «Формулы 1». - www.imode.newsway.ru/pub/news/5/157/290806/2154.html

8. Лебедева М. М. Мировая политика. - М.: Аспект Пресс, 2004. – 352 с.

9. Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты).- М.: Московский общественный научный фонд, 1999 – 106 с.

10. Мельник А. Золотая антилопа Ф-1 // Формула-1. - 1999. - №9.

11. Мельник А. Предвидение доктора Мохатира // Формула-1. - 2000. - №12.

12. Мировая политика и международные отношения на пороге третьего тысячелетия / Под ред. М.М. Лебедевой. - М.: МОНФ, 2000.

13. Новый восход Формулы-1 в Китае ("BBC", Великобритания). - www.inosmi.ru/print/213208.html

14. Новый развлекательный парк в ОАЭ будет посвящен «Формуле 1». - www.travel.ru/news/2005/12/06/84276.html

15. Подиум Турции: история со штрафом продолжается. - www.mmsport.ru/auto/1209.html

16. Политическая наука: новые направления / Под ред. Р.Гудина и Х.-Д.Клингемана. - М.: Вече, 1999.

17. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. - Киев, 2000. – 766 с.

18. Растоу Д. Переходы к демократии - попытка динамической модели // Полис. - 1996. - № 5.

19. Ситник Л. Черное и белое // Формула-1. - 1998. - №8.

20. Ситник Л. Чудо // Формула-1. - 1999. - №9.

21. Хорос В. Авторитаризм и демократия в третьем мире // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - № 7.

22. Частный сайт о больших гонках F1News.ru - www.f1news.ru

© А. А. Гончарик, 2007
Гончарик А. А. Перспективы исследования Формулы-1 как системы для анализа политических явлений и процессов / А. А. Гончарик // Без темы. – 2007. – № 3(5). – С. 78-84.

Категория: Мои статьи | Добавил: politolog (29.01.2010)
Просмотров: 731 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024